Киевстар+38 (096) 670 45 46
Лайф+38 (063) 830 38 61
Главная > Статьи > История архитектурных форм балясин

Балясины в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, бетона и др.

У слова «балясина» есть своё интересное значение, имея латинские корни, с итальянского языка слово balaustra переводится как «гранатовый цветок».

Еще в древности изображениями балясин были украшены барельефы ассирийских дворцов. Изображения на барельефах позволяют судить о том, что балюстрады служили как ограждения окон и имели капители, похожие на ионические. Можно сделать вывод, что первые балясины были схожими с маленькими колоннами.

бетонные изделия одесса   бетонные изделия ялта   бетонные изделия луганск

В Древней Греции и Древнем Риме нельзя было найти балясины, как архитектурный элемент, но сохранившиеся римские барельефы показывают нам, что вырезка дерева на токарных станках, или установленные друг на друга луковицы и диски, сделанные из камня, украшали ножки столов и стульев. Подобное обширно применялось, в последствии, и в эпоху Кватроченто. Пришедшая эпоха раннего Ренессанса принесла с собой более широкое применение балясин в архитектуре — для оформления фасадов, парков, ограждения балконов во дворцах.

Искусствоведами до сих пор ведутся споры о имени изобретателя балясин в современном виде.
Наиболее распространённым является мнение об архитекторе Джулиано ди Сангало – он впервые использовал балясины для оформления балюстрадой террасы и лестниц дворца Медичи в городе Поджио-и-Каяно (около 1480 года).Но должное необходимо отдать и статуе Донателло «Юдифь и Олоферн» (1460), в основании которой были применены точно такие же балясины, как двадцатью годами позже у ди Сангало (см. фото слева). Но следует отметить, что у Донателло они выполняли лишь декоративную функцию и не являлись архитектурным элементом здания.

Начиная с конца XV века балясины постепенно завоевали популярность у известных архитекторов Возрождения. К примеру, Донато Браманте применил балясины в мартирии Темпьето (1502 г. — см. фото в галерее внизу). Но, в самом деле широкую популярность и признание балясины, как необходимого архитектурного элемента, получили благодаря Микеланджело в XVI веке. Балясины, применявшийся до него, были симметричными, перетянутыми кольцом посередине (фото статуи Донателло). Микеланджело первым предложил вазообразные балясины.

Имеющие очертания вазы балясины были применены в балюстрадной системе вокруг купола храма Santa Maria delle Grazie (ок. 1482 г.). Микеланджело, однако, придал большую выразительность вазообразной балясине, сместив центр тяжести к низу, что полностью соответствовало принципам, уже сформировавшейся, ренессансной архитектуры. Триумфом новой формы балясины стало её применение в соборе Святого Петра в Ватикане, а также при оформлении Микеланджело лестниц Капитолийского холма (1546).

бетонные изделия киев   бетонные изделия мариуполь   бетонные изделия николаев

Балясины: архитектурные стили и мода

Об эпохе построения здания или создания мебели может многое нам рассказать профиль балясин. Классическая форма балясины Микеланджело активно применялась не только в позднем Ренессансе, но и в Класицизме. Позднее, в эпоху Маньеризма, конструкция балясин была несколько сложнее, представляя собой две вазы, поставленные одна на другую. Высокими плечами и яркими ритмичными формами барочные балясины напоминают барочные же, изобилующие декором, цветочные вазы. Их резкое отличие от спокойных, сдержанных балясин классицизма очевидно – произошёл возврат к балясине Микеланджело, но был еще один источник подражания для балясин — греческие амфоры. Довольно интересная форма балясины из дерева, которая взяла за основу Соломонову колонну Бернини (см. фото в фотогалерее внизу) активно применялась в Британии и Голландии, но окончательно вышла из моды после 1710 гг.

Применение деревянных полубалясин для украшения интерьеров имело начало в Италии в XVI веке, и уже к XVII веку эта мода начала распространяться в северной Европе.

Помимо Европы балясины применялись в империи Великих Моголов, как пример —  роскошные дворцы в Агре и Дели, построенные в начале XVII века.  Интересной особенностью этих балясин, которые не имели аналогов в предшествующей Индо-Исламской архитектуре, стало покрытие их обильным растительным орнаментом. Популярным архитектурным элементом это стало в северной и центральной Индии в XVIII – XIX веках.

Часто ли стоит применять балясины в балюстраде? Существуют классические каноны, по которым минимальное расстояние между двумя балясинами не может быть меньше длины основания самой балясины. Во всём прочем, частота балясин остается на усмотрение архитектора или хозяина дома – но, слишком редкое расположение балясин в целях экономии часто приводит к неэстетичному результату. Балюстрадные системы во всём мире заканчиваются колоннами, несущими конструкциями (стеной), и балюстрадными тумбами. Пролёты балюстрады также не должны быть слишком длинными, в таком случае балюстрада не будет крепкой. Длину максимального пролёта балюстрады определяет материал, из которого она изготовлена  (это могут быть камень, дерево, гипс, полиуретан…) и характеристика конкретных архитектурных элементов.

Наша компания предлагает балюстрадные системы с балясинами различных форм, в том числе классических. Это позволяет архитекторам, работающим с нами, соответствовать современным запросам домовладельцев. Мода на усадебный (неоклассический) стиль подразумевает спокойные архитектурные формы и призван формировать ощущение, что время будет идти, а дом простоит века. Балюстрады образца Микеланджело и других классических форм позволят дополнить этот солидный образ.

бетонные изделия луганск   бетонные изделия ялта    бетонные изделия киев